Игра Го и синдром дефицита внимания

Павел Авраамов

Отличные новости! Занятия Го помогают детям с синдромом дефицита внимания!

Справиться с синдромом дефицита внимания поможет логическая игра Го

А теперь подробнее. Прошу прощения, изложу простыми словами, чтобы было понятнее. Если кто-то хочет изучить оригинальную научную статью, она прикреплена к посту.

Игра против синдрома дефицита внимания

В 2014 году корейские ученые провели интересное исследование. Цель – определить, помогают ли занятия игрой Го детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Сокращённо СДВГ или, по-английски, ADHD.

Взяли две группы детей в возрасте от 7 до 12 лет. Одна – с ADHD, вторая – контрольная. Во-первых, никто из них до этого не был знаком с игрой Го. Во-вторых, дети с ADHD до этого не принимали никаких медикаментов. Кроме того, они не проходили никакой другой терапии, например, поведенческой. Одним словом, идеальные условия, полное соответствие стандартам современных научных исследований.

Как настоящие ученые, авторы указывают на определенные ограничения, связанные с исследованием. Например, в нем принимали участие 34 ребенка. 17 детей с ADHD и 17 детей в контрольной группе. При этом исследователи фокусировались на изучении ЭЭГ префронтальной коры, а не всего мозга целиком.

Обе группы длительное время интенсивно изучали игру Го, а именно:

  • в течение 16 недель,
  • по 2 часа в день,
  • 5 дней в неделю.

Детей обследовали до и после обучения. Тестировали с помощью разных методов и опросников, а также снимали электроэнцефалограмму (ЭЭГ). В результате исследование показало, что занятия игрой Го имели следующее воздействие на детей с ADHD:

  • а) значительно улучшили ситуацию с дефицитом внимания,
  • б) практически никак не повлияли на гиперактивность,
  • в) значительно улучшили исполнительные функции* мозга,
  • г) изменили картину на ЭЭГ у детей с ADHD в лучшую сторону.

Но относительно последнего пункта надо пояснить, что для ADHD характерны вполне определенные изменения на ЭЭГ. Это объективный диагностический критерий заболевания в отличие от более субъективных опросников и тестов. В итоге, после 16-недельного курса показатели на ЭЭГ у детей с ADHD значительно улучшились.

Причем в правом полушарии изменения были сильнее. Как пишут авторы статьи, это соответствует результатам предыдущих исследований. А именно: в процессе игры в Го больше задействовано правое полушарие.

Го в помощь!

Итак, суммируя результаты исследования, авторы приходят к отрадным выводам. Прежде всего, занятия Го могут рассматриваться в качестве дополнительного или альтернативного терапевтического метода для детей с СДВГ/ADHD.

Но от себя хотел бы добавить, что необходимо обратить внимание на интенсивность и продолжительность занятий. То есть, 5 дней в неделю на протяжении 16 недель подряд. В книге Нормана Дойджа «Пластичность мозга» подробно рассказывается об исследованиях, которые показали важность этих параметров, в частности:

  • продолжительного обучения для формирования устойчивых связей (стр. 330),
  • «концентрированной тренировки» для появления эффекта от занятий в принципе.

Но думаю, занятия один раз в неделю могут не оказать выраженного терапевтического эффекта.

Таким образом, теперь у нас есть научная основа для объяснения пользы занятий Го заинтересованным лицам. И родителям, и разнообразным официальным органам, и потенциальным спонсорам детских секций. С чем я нас всех и поздравляю!

* Исполнительные функции (англ. executive functions) — в нейропсихологии, гипотетический набор высокоуровневых процессов, который позволяет:

  • планировать текущие действия в соответствии с общей целью,
  • изменять реакцию в зависимости от контекста,
  • избирательно уделять внимание нужным стимулам.

Примером исполнительных функций могут служить, например:

  • обработка информации,
  • торможение ненужных реакций,
  • решение проблем,
  • выработка социально приемлемого поведения.

Текст: Павел Авраамов

Сайт автора: www.bokendo.ru

Следите за нашими новостями в группе ВК (https://vk.com/mfgoru) и в телеграмм-канале МФГ (https://t.me/mfgoru)