Приключения европейцев в Пекине

Габриэль Вагнер рассказал о горах камней, таинственных цифрах и суперкомпьютерах в жизни европейцев, обучающихся по программе CEGO-2018/2019 в Китае

В этом году 6 молодых европейских игроков проходят Го-стажировку в Китае: Станислав Фрейлак из Польши, Оскар Васкес из Испании, Антон Черных из России, Синан Джепов из Болгарии, Доминик Бовиз из Венгрии и Габриэль Вагнер из Германии.

Габриэль Вагнер написал интересную статью (на английском языке) о том, как проходит ежедневное обучение в школе Го в Пекине. Это уже его вторая статья из серии отчетов, посвященных академической программе CEGO.

В первом отчете речь шла о соревновании на Кубок Шелкового пути в городе Сиань. Напомним, что победителем турнира стал китайский игрок Тан Чжэньян. Второе место в индивидуальном зачёте занял тренер сборной Москвы, Илья Шикшин, 2 дан про. Третье место - Павол Лиси, 2 дан про. В десятку сильнейших вошел Александр Динерштейн 3 дан про (10-е место). В командном зачёте победила команда игроков из России: Илья Шикшин, Александр Динерштейн и Антон Черных. Антон показал замечательный результат, одержав пять побед в восьми партиях, и стал лучшим из 6 учеников CEGO на этом турнире.

После возвращения в Пекин с турнира Шелкового пути у наших европейцев оставалось больше недели до начала занятий – вполне достаточно времени для исследования квартиры, мест для еды и самой школы. В коридоре они нашли первый большой и нерешенный вопрос о своем окружении: вся стена заполнена таинственными цифрами и китайскими иероглифами. Пока смысл этих цифр не разгадан, но ребята делают вид, что в них есть какое-то скрытое важное значение для жизни...

Во всяком случае, воля к учебе у парней была больше, чем стремление раскрыть загадку об этих цифрах, так что уже в первый день они пошли в школу, чтобы с ней познакомиться. Один из учителей разрешил им посещать школу каждый день, хотя там полным ходом шла подготовка к новому учебному году. Все столы уже были полностью оснащены досками, но нигде не было видно ни одного камня. И только в последнем классе стало понятно почему: все камни были вымыты и размещены в одном месте для просушки. Вид такой массы камней был довольно необычен!

До начала занятий ребята большую часть времени проводили в школе: решали цуме-го, разбирали партии профессионалов или играли в го друг с другом. Однажды они познакомились со своими новыми «учителями», упакованными в коробки, которые только что доставили в школу. Школа купила три компьютера с очень сильной видеокартой, чтобы сделать качественные обзоры с AI Leela Zero.

Наконец, 1 сентября началась обычная школа. В начале каждого месяца в школе проводится 11 - раундовый турнир под названием «большой цикл», в котором участвуют все ученики школы, чтобы определить, кто к какой лиге будет принадлежать. После этого начинается обычная подготовка в лигах, которая называется «малый цикл». Лига состоит из 6 человек, и в течение половины недели каждый играет с другими игроками по одному разу, после чего переходит в верхнюю или нижнюю лигу, в зависимости от результатов.

Во время «малых циклов» расписание учащихся выглядит достаточно напряженным: игры, тесты цуме-го, обзорные сессии, исправление неправильных ответов в тестах - все это с 8:30 до 22:40 с небольшими перерывами на обед и ужин.

Обзорная сессия каждый раз отличается в зависимости от учителя. Некоторые учителя предпочитают делать это на экране и использовать в основном Leela Zero, используют Leela Zero для наиболее важных вопросов. Иногда обзоры делаются по-старому, на реальной доске. Один из учителей всегда использует Leela Zero интересным способом: во-первых, он дает свое собственное суждение, затем применяет Leela Zero, и в 99% случаев их мнения полностью совпадают! «Для меня эта комбинация человеческого объяснения и сверхчеловеческой компьютерной силы - очень хороший способ учиться, и я предпочитаю его больше, чем рассматривать игры только с Leela Zero», - поделился Габриэль.

Все обзоры ведутся на китайском языке, так что без каких-либо знаний языка это может быть очень сложно. Тем не менее, необходимость узнать основной китайский словарь Го дает ребятам дополнительную мотивацию, чтобы учиться больше. Знания китайского языка также полезны при взаимодействии с другими детьми из школы, которые редко говорят по-английски.

Мы благодарим Габриэля за интересные статьи и с нетерпением ждем новых отчетов!

Оригиналы статей: часть 1 и часть 2